Личный сайт воспитателя МАДОУ д/с «Сказка» г. Ак-Довурак Хертек Чодураа Даниловны 

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

Управление образования администрации городского округа город

Ак-Довурак МДОУ д/с «Сказка»

 

Отчет по самообразованию на тему:

 «Сенсорное воспитание через математику»

Вторая младшая дневная группа №5

 

Воспитатель: Хертек Ч. Д.

 

Ак-Довурак – 2011г.

 

        С 2010-2011 учебный года я работала над проблемой развития сенсорных способностей, как средство формирование математических представлений у младших дошкольников. На тему «Сенсорное воспитание через математику».

Перед собой поставила следующие задачи:

  1. Учить детей выделять цвет, форму, величину и группировать одинаковые предметы по цвету, размеру, форме ;
  2. Познакомить детей счётом до пяти;
  3. Учить детей основных цветов: зеленый, красный, синий, желтый;
  4. Учить различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг);
  5. Познакомить детей с понятием «один» и «много», «ни одного»;
  6. Учить детей сравнивать предметы в окружающей обстановке (длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, большой - маленький);
  7. Развивать у детей внимание, мышление, мелкую моторику;

           Почему я остановилась именно на этой теме?
Во – первых, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка как в детском саду, так и в школе. То, что они усваивают без усилий в 2, 3, 4 года в дальнейшем дается им с трудом. Исследования детских психологов и физиологов показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка – это его личный опыт познания впервые годы жизни, т.е. в период развития мозговых клеток. Поэтому именно в младшем дошкольном возрасте дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов.           
            Во - вторых, с трёх лет начинается новый этап сенсорного развития ребёнка. В этом возрасте ребёнок переходит к усвоению и использованию сенсорных эталонов ( общепринятых образцов внешних свойств предметов). Эталонами в области цвета служат четыре цветов; в области формы – геометрические фигуры; величины – метрическая система мер (сравнивать и группировать предметы). С помощью сенсорных эталонов ребенок учится смотреть на мир как бы сквозь «очки» человеческой культуры, куда входит и сенсорная культура.

              Говоря о цвете, с первых занятий я познакомила с четырёх цветами спектра – красным, жёлтым, зелёным и синим (т.к. дети вначале путают зелёный и синий цвета). Я не следовало сразу добиваться от малыша правильного называния того или иного цвета, главное – предоставить ему возможность «опробовать» цвета на собственном опыте: накладывать, прикладывать, устанавливать слияние или различие цветов.  А название цветов  малыш запомнил постепенно.

                Эталонами формы служат геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник. Чтобы познакомить детей с эталонами формы, я предоставила им возможность самому попытаться определить их сходства и различия. Когда я проводила эту тему о геометрических фигурах, мы считали количество углов и сторон у треугольника и квадрата. И ещё я обратила их внимание на то, что у треугольника и квадрата есть уголки, а у круга их нет. Особенности формы малыш должен  воспринимать не только зрительно, но и осязательно, обводя все фигуры по контуру пальчиком.

                Эталоны величины занимают особое место, поскольку величина носит условный характер. Предмет не может быть большим или маленьким сам по себе, его величина определяется в зависимости от места, которое он занимает в ряду других предметов. Например, «Пирамидки». Эталонами величины становятся представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами «большой», «маленький», «самый маленький» и т.д. Когда у нас было, тема с величиной мы сравнивали три предмета. На занятиях я подбирала любые 3 игрушки или предмета, существенно различающиеся по величине примерно на одну ту же единицу (матрешки, пирамидки, куклы, машины, мячи, чашки и т.п.). Вместе с детьми сравнивали эти предметы, выстраивая их в ряд и обозначая их величину словами «большой», «поменьше» («средний»), «маленький».

          Мною проводятся следующие  виды совместной деятельности с детьми:

1.Игры с игрушками, игры с палочками Кюизенера  (дидакт, развив, подвижные, хороводные, игры  инсценировки, пальчиковые игры).

2. Беседы, чтение и заучивание стихов, физминуток, считалок, сказок, пословиц и загадок.

3. Рассматривание картины, иллюстрации и книжки. Рассказывать содержание просмотренных детских книг.

4.  Драматизация сказок.

5. Пальчиковые и настольные игры.

6. Интегрированное занятие «Чудесное дерево».

          Работала по методике В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера». В книге предлагается методика ознакомления для обучения детей основам математики. Маленький ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Поэтому на занятиях  я широко использовала наглядные пособия, предметы которые ребенок может взять в руки.  Дети умеют считать до пяти и самостоятельно строят треугольника и квадрата, используя палочки Кюизенера.

        Конечно, встречаются сложности с медлительными детьми. Я провожу с этими детьми индивидуальную работу.  (Аюуша, Ай – Шет, Байыр - Белек).

         В группе имеются дети с математическим уклоном Алаш, Айза,Чыргал. Они быстро схватывают о цветах, формах, величине. Большинству детей очень нравятся занятия по математике.

          Всегда стараюсь похвалить тех, кто не уверен в себе, но прилагаю усилия, чтобы добиться успеха. Такого  ребенка важно заметить и поддержать. Обязательное условие в работе с детьми по математике –  это вести детей от успеха к успеху, развивать чувство гордости от достижений. Очень важно создать в группе доброжелательную атмосферу, чтобы она благотворна действовала на каждого ребенка.

        Вывод: Большая работа была сделана по развития сенсорных способностей, как средство формирование математических представлений у младших дошкольников на тему «Сенсорное воспитание через математику».

         Для развития у детей этих знаний в группе сделаны развивающие, дидактические игры, наглядно-предметные занятия, различные виды практической деятельности и книги. Игра на занятиях является хорошим средством стимулирующим деятельность детей.  Игра не только активизирует мыслительную деятельность детей, повышает их работоспособность, но и воспитывает у них лучшие человеческие качества: коллективизм, взаимовыручку. Провела интегрированная занятия по математике «Чудесное дерево». На следующий год планирую продолжить работу над этой проблемой. 

                               Список использованной литературы:

  1. Л. В. Артемова. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей. -  М.: Просвещение, 1992. – 96с.
  2.  365 развивающих игр и занятий для детей от 3 до 6 лет (по уникальной методике Л. А. Венгера). – М.: Гелеос. – 272с. – (Учимся дома)
  3. Новикова В. П. , Тихонова Л. И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА -  СИНТЕЗ, 2010. – 88с.
  4. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – 4-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2010. – 80с.: ил. (Развитие и воспитание)

© hertekchodyra2013

Бесплатный хостинг uCoz